"
0

НДС-2015: как подготовиться к нововведениям

Автор Частный бухгалтер on 19 декабря 2014 in Новости |

С 2015 года в декларацию по НДС будут включаться сведения о счетах-фактурах. Что нужно предпринять уже сейчас, чтобы избежать сложностей с подачей декларации и санкций со стороны налоговых органов?

ФНС начинает еще более тщательно следить за правильностью исчисления и уплаты организациями НДС. И если меры, принятые в 2014 году, не слишком сильно меняли привычный для налогоплательщиков порядок декларирования НДС, то 2015 год готовит радикальные перемены.

Сведения о счетах-фактурах в составе отчетности

Что изменится?

В составе декларации по НДС необходимо будет передавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 Федерального закона № 134-ФЗ, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1).

Сведения будут включаться в декларацию в виде отдельных файлов-приложений — аналогично приложениям к бухгалтерской отчетности. Каждый такой файл-приложение должен быть сформирован в утвержденном ФНС xml-формате.

Как снизить риски?

— Заранее решите, как сведения из вашей учетной системы будут выгружаться и преобразоваться в утвержденный xml-формат. Из-за большого объема данных подготовить приложение вручную не получится. Возможно, вам потребуется программа-конвертор, которая преобразует данные, например, из таблиц Excel в xml-формат.

— Очень важно заполнять счета-фактуры и книги покупок и продаж в строгом соответствии с требованиями законодательства (см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Это позволит избежать ошибок на этапе выгрузки файла или отправки декларации. Важно уже сейчас крайне внимательно проверять правильность введенных данных.

Наконец, еще одна проблема – «вес» декларации с приложением. У некоторых компаний, отмечают эксперты, он будет достигать нескольких гигабайт. Чтобы процесс формирования и передачи таких деклараций не оказался слишком длительным, важно заранее позаботиться о ресурсах компьютера, с которого будет отправляться декларация. Кроме того, необходимо обеспечить достаточную пропускную способность канала, который используется для доступа в интернет.

Сверка налоговыми органами данных по счетам-фактурам

Как будет проходить сверка?

Получив от налогоплательщиков сведения о счетах-фактурах, налоговые органы будут автоматически сверять эти данные, ища каждому счету-фактуре «пару». Если будут обнаружены расхождения, инспекция направит компании требование о представлении пояснений.

В течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен ответить на него (ст. 88 НК РФ), передав уточненную декларацию или документы, подтверждающие данные по счетам-фактурам. Непредставление указанных документов в срок влечет за собой штрафные санкции (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Чем это чревато для компании?

– Практика показывает, что расхождений может быть очень много, с одной стороны, расхождения могут возникать из-за особенностей учета сторон. Но если компании соблюдают требования законодательства, в 99% случаев счета-фактуры будут идентичными и несостыковок не возникнет. Другое дело — ошибки, связанные с ручным переносом данных в учетную систему.

— Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН-КПП организаций. Панацеи от таких расхождений нет, но есть способ избежать ошибок в части заполнения ИНН-КПП — онлайн-сервис ФНС npchk.nalog.ru. С его помощью можно отправлять как единичные запросы в формате ИНН/КПП/дата сделки, так и проверять контрагентов списком.

— Если компания обменивается документами на бумаге, то во избежание массовых требований со стороны налоговых органов бухгалтеру необходимо в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах и журналах. Процесс трудоемкий, но, думаю, уже в ближайшее время операторы предложат сервис, который позволит его автоматизировать. Другой путь — переход на электронный документооборот. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету. Бухгалтерам не нужно тратить время на сверку, потому что расхождения, связанные с переносом данных из документа в учетную систему, здесь невозможны в принципе. Так что, по всей вероятности, для многих компаний грядущие изменения станут решающим аргументом в пользу ЭДО.

источник Контур


Метки:

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.